Логопедическая служба гимназии
Цели и задачи/ Компоненты логопедического сопровождения/ Направления работы логопеда гимназии
Логопедическая поддержка детей с нарушением речи в период подготовки к школьному обучению (рекомендации родителям) (перейти по ссылке для просмотра)
Презентация нового логопедического кабинета на открытии корпуса начальной школы
Статьи:
Шумакова С.В. Логописьмо или Письмо на "пять" скачать
Логопедическая служба гимназии ориентируется на следующие показатели деятельностного подхода стандартов второго поколения:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.
Источник: http://service-joomla.ru/plagini/item/61-sigplus-image-gallery.html
Новый стандарт предлагает в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные. Результаты деятельности школьного логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что, как мы видим, является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе. С введением нового стандарта общего образования деятельность школьного логопеда как полноценного участника образовательного процесса должна стать более значимой, конкретной и измеримой. Решение совокупности указанных задач может быть успешным при организации методически грамотного логопедического сопровождения.
Компонентами логопедического сопровождения являются:
- профилактика речевых нарушений;
- логопедическая диагностика;
- коррекция речевых дефектов;
- формирование всех сторон (компонентов) речи;
- развитие невербальных психических функций;
- развитие эмоционально – волевой сферы;
- формирование нравственных установок ребёнка.
Целью логопедического сопровождения является коррекция и развитие устной и письменной речи.
В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребёнка-логопата специалист самостоятельно ставит перед собой перечень задач:
1. Провести логопедическую диагностику:
- своевременно выявить речевые нарушения;
- предупредить возможные вторичные дефекты, вызванные первичными речевыми нарушениями;
- определить параметры и периодичность логопедического мониторинга.
2. Скоррегировать и развить фонетико-фонематическую сторону речи детей-логопатов:
- исправитьдефектное звукопроизношение,
- сформировать звукослоговую структуру слова,
- развить фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ и синтез)
3.Сформировать лексический компонент речи:
- уточнить, расширить, обогатить словарный запас до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, связать с изучением школьной программы.
- сформировать семантическую структуру слов;
- развить лексическую системность и семантические поля.
- закрепить парадигматические и синтагматические связи слов;
- сформировать парадигму словообразования;
- закрепить учебную лингвистическую терминологию;
- избавить словарный запас от слов – паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики.
Расширение словарного запаса рекомендуем осуществлять тематически с использованием разных частей речи.
4. Сформировать грамматическую сторону речи обучающихся:
- устранить имеющиеся аграмматизмы;
- закрепить категориальное значение различных частей речи;
- отдифференцировать категориальное значение различных частей речи;
- уточнить грамматическое значение слов;
- сформировать грамматические и морфологические обобщения;
- сформировать парадигму словообразования;
- развить морфемный и морфологический анализ.
5. Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь:
- сформировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения;
- расширить фразу до необходимого объёма;
- развить навык построения связного речевого высказывания, смыслового программирования.
6.Выявить и скоррегировать нарушения письменной речи: дислексию и дисграфию.
7. Скоррегировать проявления заикания, развить просодический компонент речи.
8.Развить невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи:
- мышление - репродуктивное, творческое, лингвистическое (способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению на языковом материале, операций классификации и сериации на основе различных лингвистических критериев);
- сукцессивный анализ и синтез;
- свойства внимания (объём, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение;
- зрительную и речеслуховую память;
- временные и пространственные представления;
- мелкую моторику;
- динамическую организацию двигательного акта;
- сенсомоторные взаимодействия;
- межполушарное взаимодействие.
9.Воспитать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию:
- Создать на занятиях общую эмоционально позитивную атмосферу.
Для достижения эмоционального комфорта необходимо положительно воспринимать даже незначительные положительные достижения ребёнка, психологически поддерживать его в виде поощрительных прикосновений.
Возбуждать эмоции удивления, новизны, сомнения. Используется приём шутливой формулировки целей заданий и упражнений. В работе детьми применяются игры, игровые упражнения, загадки, кроссворды, ребусы, «нелепые» картинки.
Формировать смысловую мотивацию к участию в совместной с логопедом деятельности. С этой целью активно используется прием нейролингвистического программирования.
10.Сформировать произвольную сферу через действия:
- целеполагания, планирования, рефлексии, самоанализа, оценки, волевой саморегуляции.
11.Элиминировать эмоциональные расстройства:
- проявления неуверенности, тревожности, фрустрации.
12.Формирование коммуникативных умений и навыков:
- самостоятельно планировать речевое высказывание;
- точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;
- диалогические и монологические высказывания;
- умения, необходимые для осуществления эффективного взаимодействия (вступать в контакт, поддерживать контакт, прерывать контакт).
- совершенствование паралингвистических и экстралингвистических средств общения: просодики, жестов, мимики;
- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- обращаться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
- воспитание толерантности, культуры речевого общения.
13.Сформировать нравственные установки ребёнка через смысловое содержание речевого материала.
Направления логопедического сопровождения:
1. Диагностическое.
К диагностическому направлению могут быть отнесены следующие виды деятельности школьных логопедов:
- обследование речи учащихся начальных классов с целью комплектования групп, определения детей для индивидуальной коррекционной и консультативной работы.
В первых классах проводится двухэтапная логопедическая диагностика. На первом этапе осуществляется экспресс-диагностика, охватывающая всех обучающихся и позволяющая судить об уровне речевого развития первоклассников. Второй этап диагностики представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.
2.Коррекционно - развивающее.
К коррекционно-развивающему направлению относятся:
- индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи;
- работа в составе школьного психолого-медико-педагогического консилиума;
- проведение логопедической диагностики, отслеживание динамики развития обучающихся, обследуемых на психолого-медико-педагогической комиссии, подготовка пакета документов на психолого-медико-педагогическую комиссию совместно с психологом, социальным педагогом, учителем.
3.Методическое. Повышение профессиональной компетентности.
К данному направлению логопедического сопровождения относятся:
- консультирование педагогических работников;
- консультирование родителей;
- выступления на школьных методических объединениях учителей начальных классов, районных методических объединениях учителей – логопедов;
- проведение открытых логопедических занятий;
- выступления на родительских собраниях;
- работа по теме самообразования;
- совместная деятельность с педагогами, медицинскими работниками (обсуждение результатов диагностики, конструирование коррекционно-развивающей программы, при необходимости внесение коррективов в программу, отслеживания динамики развития детей-логопатов);
- осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОУ и школой;
- пополнение кабинета новинками методической литературы, изготовление и обновление наглядных пособий.
Обозначенные в рамках новых стандартов цель, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся. Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.